Skip links

Освещение для проекта «Трогать + видеть + слышать = чувствовать»

В Музее-мастерской А. С. Голубкиной 24 ноября прошла презентация уникального проекта «Трогать + видеть + слышать = чувствовать», реализованного благодаря инициативе Ильи Машкова из архитектурного бюро «Мезонпроект» и Третьяковской галереи. Задача спецпроекта — перенести зрителя в мир автора, представить художника как реального человека с его переживаниями, исканиями, сомнениями, познакомить с творческим процессом.

Анна Семеновна Голубкина вошла в историю русского искусства как одна из первых женщин-скульпторов. Ученица О. Родена, современница знаменитых импрессионистов, автор портретов значимых деятелей культуры России начала XX века.

Пространство экспозиции в музее-мастерской превращено в тотальную инсталляцию, а посетители становятся активными участниками диалога с произведениями искусства. Задействуется несколько способов восприятия: осязание, зрение, слух. Зритель имеет возможность представить себя рядом со скульптором в момент работы. Благодаря специальному освещению, предоставленному техническим партнером проекта компанией «Софит Лайт», экспрессивные и реалистичные произведения Голубкиной буквально оживают, становятся видны все детали, которые при обычном осмотре могут ускользнуть от внимания. Одновременно со световыми эффектами звучат отрывки из писем и диалогов.

«Идея проекта родилась после выставки „Арх Москва“, на которой мы раскладывали восприятие информации на несколько каналов — тактильный, визуальный, аудиоряд и рассказывали об архитектуре, — говорит Илья Машков. — Представители Третьяковской галереи, в ведении которой находится этот музей, попросили нас сделать то же самое здесь. Мы в маленьком пространстве, при помощи наших коллег из „Софит Лайт“, сделали возможным увидеть скульптуры в другом свете и узнать о них и о Голубкиной. Эта задача была реализована прекрасно. Мы светом акцентируем внимание и показываем, как скульптура может выглядеть, и одновременно даем звуковой ряд из воспоминаний, писем Голубкиной и ее современников».

«Для Голубкиной свет был очень важен, и поэтому ее творения с разным освещением по-разному воспринимаются, — продолжает рассказ Софья Аксенова, представитель Третьяковской галереи. — Ее скульптура очень активная, экспрессивная, с глубокой разработкой поверхности, поэтому изменение источника света дает очень интересный рисунок. Мы очень рады, что удалось создать такую ситуацию, при которой, во-первых, светом маркируются определенные скульптуры, во-вторых, показывается, как живет произведение при разной подсветке. Вторая идея, связанная со звуком. Это помещение обладает хорошей акустикой, что позволяет на небольшой громкости сделать голос насыщенным. Мы рады, что получилось озвучить воспоминания голосом искусствоведа Натальи Басовской, который создает тот образ, который был близок по характеру самой Голубкиной и мог бы здесь существовать изначально».

Генеральный директор «Софит Лайт» Аркадий Шахиджанов отметил: «Мы были увлечены идеей Ильи Машкова и были рады поддержать этот проект. Мы успешно применяем новейшие световые и аудиотехнологии и решения при реконструкции различных объектов культуры — театров, концертных залов. Поэтому нам было интересно продемонстрировать их потенциал в современных музеях».

Главный менеджер «Софит Лайт» Александр Громов рассказал о технической стороне этого проекта: «Наша задача состояла в том, чтобы встроить световое и звуковое оборудование в существующее небольшое по размеру музейное пространство, в котором все экспонаты и детали уже стоят на своих местах, и расставить световые акценты и синхронизировать их со звуковым рядом. Вначале мы планировали использовать статичные световые приборы, но очень быстро отказались от этой идеи, так как это потребовало бы большого количества коммутации. Поэтому наш выбор пал на компактные движущиеся головы Robin LED WASH 100, обладающие отличной цветопередачей и малыми размерами, к которым мы добавили два статичных прибора ETC LED Source Four. Сложнейшей задачей было подключить электропитание приборов к сети. Нам пришлось подключаться к уже имеющейся шине, так как необходимо было избежать дополнительных сетевых кабелей. В этой же связи управление приборами производится посредством беспроводной радиосистемы LumenRadio. Подача звукового ряда идет с компьютера. Одним нажатием кнопки запускается и аудиоряд, и световой сценарий. Все действие продолжается 28 минут».

Музей-мастерская — уникальный музей в Москве. Всю его экспозицию составляют скульптуры одного автора. Неординарная личность Анны Семеновны Голубкиной определяет характер самого пространства. В мемориальной части сохранена потрясающая атмосфера художественного ателье Серебряного века. Разнообразие техник и материалов скульптур демонстрирует зрителю все стороны таланта автора.

Посетитель включается в обновленное пространство музея, едва переступив порог: в холле первого этажа его встречают кадры документальной кинохроники, которые воссоздают окружение Анны Голубкиной: Москва и Париж 1900-х годов, работающий в своей мастерской скульптор Огюст Роден.

В первых залах экспозиции два произведения дополнены тактильными панелями, выполненными с помощью современной технологии трехмерной печати. Первая тактильная панель содержит точные фрагменты одного из наиболее ярких и загадочных произведений Голубкиной — вазы «Туман», вторая расположена у бюста писателя А. М. Ремизова. Прикосновение к тактильным панелям позволяет почувствовать технику скульптора и характер работы с материалом.

Главное действие спецпроекта разворачивается в мемориальной мастерской, где работала Анна Голубкина. Здесь посетитель наряду с созерцанием произведений искусства знакомится с яркой личностью скульптора и переносится в атмосферу творческого процесса.

Оборудование:

Avolites Titan One

LumenRadio CRMX Nova TX2 RDM

ETC Source Four LED Tungsten 2 шт.

Robe Robin 100 LED Beam 6 шт.

APart SDQ5P 4 шт.

Источник

Leave a comment